Версия // Общество // Теневая занятость в регионе выше среднего показателя по ПФО

Теневая занятость в регионе выше среднего показателя по ПФО

2934

Теневая бездеятельность

В разделе

Еще весной губернатор Саратовской области Валерий Радаев, выступая с докладом перед областными депутатами, выразил возмущение тем обстоятельством, что теневая занятость в регионе только по официальным данным составляет более 330 тысяч человек, что выше среднего показателя по ПФО.

Фактически теневая занятость в регионе составляет не менее полумиллиона человек, то есть не менее половины трудоспособного населения области не платят налоги в бюджет, но при этом получают социальную поддержу в виде субсидий на ЖКУ и гарантированную бесплатную медицинскую помощь. Глава региона призвал целенаправленно заниматься легализацией занятости и тут же оговорился: «По официальному соглашению с Минзанятости РФ уже в июле 2015 года в регионе должны быть легализованы не менее 99 тысяч человек. Цифра, конечно, красивая, но насколько достижимая — пока вопрос».

Этот вопрос обсуждали недавно в пресс-центре «ГТРК-Саратов» представители областного министерства занятости, Пенсионного фонда, фонда соцстрахования, налоговых органов, ГИТ, органов прокуратуры. С обозначением проблем получалось легко, с обсуждением решений – никак. В основном виноватым оказался законодатель, который, дескать, разработал и принял «такие законы». Виноват, дескать, и сам работник, который не спешит «сдавать» работодателя – сейчас он получает ощутимые 20-30, а то и 100 тысяч в конверте, и это его устраивает больше, чем символическая пенсия через несколько десятков лет. То, что пенсия может оказаться символической, он знает на примере своих родителей.

На встрече в пресс-центре участники, ругая правотворцев, как-то незаметно обошли молчанием правоприменителей, с которых, однако, спрос должен быть не меньший.

Вопросами занятости на территории региона занимается министерство занятости, труда и миграции Саратовской области. К основным его задачам нормативные документы относят разработку предложений по совершенствованию законодательства и «осуществление государственных гарантий по реализации конституционных прав граждан на труд, социальную защиту от безработицы и развитию трудовых ресурсов».

Ситуация на региональном рынке труда согласно министерским отчетам благостная.

«На 16 июня 2015 года численность безработных, состоящих на учете в службе занятости, составила 14158 чел., уровень безработицы – 1,1 % (по России – 1,3 %)», - сообщает сайт ведомства. Вроде бы на повестке дня - экономический кризис, в других странах и в более благоприятных условиях уровень безработицы не бывает меньше 5%, с чего вдруг такая идиллия? С того, что речь идет о «регистрируемой безработице», то есть о количестве безработных, стоящих на учете в службах занятости. Стремиться встать на учет у граждан стимула нет. На 2015 год минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей, максимальный — 4900 рублей в месяц. Стоит ли из-за этого возиться с бумажками? Ну ладно, «законы такие», но что готовы предложить безработным службы занятости? Вакансии и квалификация безработных совершенно не соответствуют друг другу. Предприятиям нужны квалифицированные рабочие, технические специалисты, продавцы, повара, водители, уборщики. Чем выше уровень профессии, тем меньше вакансий, либо предлагаемые зарплаты смешны. Вряд ли кого привлечет десяток вакансий инженера-проектировщика с окладом в 8000 рублей. К базам курируемых министерством служб занятости доступ имеют те, кто дружит с компьютером и Интернетом, но такие и сами работу могут найти на сайтах кадровых агентств. Кстати, судя по этим сайтам, наполняются они работодателями гораздо активнее, чем база данных государственных служб занятости. Простейшее сравнение ассортимента вакансий, предлагаемых в Саратове «Яндексом» и ГКУ СО "ЦЗН г. Саратова", явно не в пользу последнего. Но разве работники служб занятости не заинтересованы в востребованности своих баз? Хотя бы ради отчетности о помощи в трудоустройстве.

По теме

Изучение сайта министерства занятости, труда и миграции Саратовской области не позволило найти ответ и на другие вопросы. Например, как координируют свои действия на рынке труда министерство и саратовские вузы? Рынку квалифицированных рабочих нужно больше, чем дипломированных юристов и экономистов. Как реагируют учебные заведения на вызовы рынка? Среднее профессиональное образование на базе вуза и организовать легче, и оборот клиентов больше. То же министерство могло бы активно задействовать вузы и для профессиональной переподготовки безработных. И выпускники с дипломом «вышки» были бы только благодарны министерству за помощь в поиске работы. Увы, информация обо всем этом, если даже и есть, то в такой тени, что собирать ее по крупицам по сайту ведомства совершенно не хочется. Вот так и получается, что регистрируемая безработица у нас низкая, потому что регистрироваться не очень-то и хочется.

Есть еще такая мера поддержки безработных, как выдача им безвозвратных 50 с лишним тысяч рублей на открытие бизнеса. В действительности этой суммы хватает разве что на госрегистрацию да открытие и обслуживание счета в банке и годовую отчетность. Чтобы открыть на окраине города стационарную торговую точку по продаже напитков и выпечки, например, нужно не меньше 300 тысяч – павильон денег стоит и витрины-то надо чем-то наполнить. Ради галочки в отчетах деньги распыляются, а могли бы при грамотной организации распределяться на конкурсной основе в виде грантов по 300-400 тысяч рублей, тогда и рабочие места бы создавались, и с получателя можно было бы спросить за целевое расходование.

Акцентируя внимание на рекордно низких показателях безработицы, министерство труда не спешит афишировать еще одну свою функцию, связанную с квотированием рабочих мест для инвалидов. Конечно, в министерских отчетах есть строчки и об этом. Работа, безусловно, ведется, вот только не всегда так, как ожидается.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Смысл квотирования в том, что рабочее место резервируется специально для трудоустройства определенной категории работников - в данном случае инвалидов. Эти рабочие места нельзя предлагать для трудоустройства других работников.

Так вот, в январе на сайте Центра занятости населения г. Саратова появилась информация о том, что крупный вуз – СГАУ им. Н.И. Вавилова предлагает несколько десятков квотируемых мест для инвалидов, в том числе должности доцентов.

«Хитрость», если она имела место, вполне понятна: такую информацию инвалидам с высшим образованием еще разыскать надо. Поэтому вроде бы формально требования законодательства выполнены, а реально места займет совсем другой контингент. И надо было так случиться, что в центр занятости по этой вакансии обратился инвалид, который подходил по всем параметрам к должности. К такому алгоритму ни ЦЗН, ни вуз оказались не готовы. Во-первых, соискателю, позвонившему в ЦЗН, не стали разъяснять его права, а сразу переадресовали в вуз. Во-вторых, в вузе ему предложили участвовать в конкурсе на общих основаниях, что противоречило цели законодательства о квотировании мест для инвалидов. А, следуя целям и задачам законодательства, все должно бы происходить иначе: курируемый министерством центр занятости должен был взять процедуру трудоустройства на квотируемое место на себя. И кто знает, сколько отфутболенных инвалидов перешли в сферу теневой деятельности из-за такой теневой бездеятельности?

Тема легализации теневой занятости, безусловно, непростая, ее надо не только обсуждать, но и решать. Решать сообща и министерством, и общественниками. На упомянутом совещании говорилось о том, как проводятся выборочные рейды по работодателям, скрывающим своих работников. Вот, казалось бы, тема для очередного рейда ОПы – не рынки, а маршрутки, водители которых вряд ли будут готовы показать трудовой договор с предпринимателем-владельцем маршрута. Однако здесь главное - дойти до конца, не просто выявить водителей-нарушителей и пошуметь по этому поводу, а обязать предпринимателей официально их трудоустроить. Только тогда борьба с теневой занятостью станет реальной, а не скрытой формой теневой бездеятельности должностных лиц.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.06.2015 17:42
Комментарии 0
Наверх