// // Саратовские депутаты и общественники назвали в качестве примера общественного контролера ведущую "Ревизорро"

Саратовские депутаты и общественники назвали в качестве примера общественного контролера ведущую "Ревизорро"

1427

Летучие ревизоры

В разделе

Саратовские депутаты и общественники продолжают совершенствовать федеральное законодательство региональными законами. Когда все региональные проблемы решены, не грех помочь советом федеральным парламентариям, например, в вопросах регулирования такого важного дела, как общественный контроль.

Восьмого мая в областную думу был внесен законопроект «Об общественном контроле в Саратовской области». Текст его по объему сам по себе небольшой, пояснительная записка очень короткая, не в пример «сопроводиловкам» к законопроектам у старших коллег – депутатов Госдумы. В целом, при первом просмотре, создается впечатление, что он дублирует федеральный закон. Так эксперты из числа юристов и заявили. Они считают, что отношения об общественном контроле полностью урегулированы на федеральном уровне и не нуждаются в региональных поправках и уточнениях. Но авторы и общественные эксперты вновь и вновь возвращаются к обсуждению, добились принятия в первом чтении на сентябрьском заседании областной думы, продолжают улучшать законопроект, собирая предложения от общественников, областной прокуратуры, правового отдела регионального парламента.

Из-за чего сыр-бор? При беглом взгляде на законопроект, ради того, чтобы установить выгодный для общественных палат и прочих контролирующих общественных структур регламент назначения «общественных контролеров» и ради создания нового участника гражданского общества – Ассоциации субъектов общественного контроля Саратовской области. Статья 7 законопроекта удивляет своей вероятностной формулировкой: «В целях повышения эффективности общественного контроля в Саратовской области может быть создана Ассоциация субъектов общественного контроля Саратовской области». «Может-не может» звучит как «любит-не любит». Уже стало привычным, что для любого новообразования «пятой власти», несмотря на его общественный статус, обязательно создается исполнительный постоянно действующий орган, причем действующий за казенный счет.

Однако при сравнении текстов федерального закона и регионального законопроекта создается впечатление, что региональный закон попросту перечеркивает федеральное законодательство.

Чего стоит одно только категорическое утверждение статьи 5 законопроекта о том, что «порядок проведения общественной экспертизы и порядок проведения общественного обсуждения в области устанавливается правительством области». Ничего себе гражданское общество, правила для которого устанавливает исполнительная власть!

Впрочем, проблемы с несоответствием регионального законодательства федеральному решаются достаточно просто: нужно всего лишь привлечь к разработке законопроектов профессиональных юристов, доходчиво объяснив, чего хотят инициаторы. А вот это уже более серьезный вопрос.

Судя по тому, как отдельные субъекты гражданского общества назойливо замахиваются на полномочия контрольно-надзорных органов, им не дает покоя комплекс вахтера. Пусть немного, но почувствовать себя властью. Или благородным Зорро – защитником народа от власти. Для кого-то из общественников это давняя несбыточная мечта, для кого-то – ностальгия по временам работы во властных кабинетах.

Несведущим не понять, как это важно для общественника с комплексом вахтера заявить, что к нему обращаются граждане, чьи права нарушены, а он обратился в органы внутренних дел с просьбой помочь. И никто не задается вопросом: почему бы людям напрямую не обратиться в полицию, минуя посредников? Или для кого-то аморфное общественное объединение авторитетнее Министерства внутренних дел или органов прокуратуры?

По теме

Надо сказать, что внимание к законопроекту и общественности, и предпринимательского сообщества гарантировано. Ведь не первое десятилетие малый бизнес кошмарят всевозможные «защитники прав потребителей». В прессе то и дело появляются сообщения правоохранительных органов о пойманных мошенниках, которые, выдавая себя за представителей одной из таких общественных организаций, требуют деньги за несоставление акта о выявленном правонарушении (например, продажу сигарет несовершеннолетнему или невыдачу кассового чека). В действительности фронт работ для общественных контролеров и инспекторов – гигантский, предприниматели отнюдь не ангелы, но контроль согласны признавать только законный.

Кто-нибудь из общественников проводил внезапные рейды по больницам и медучреждениям? Смотрел, в каких условиях лежат больные? Проверял ли соблюдение норм СанПиН?

Те же общественники, которые участвовали в рейдах Роспотребнадзора, в курсе ли они, что в 2015 году летний отдых в детских лагерях стартовал ужасно: в первую же смену в трех лагерях области были зарегистрированы случаи массового отравления детей.

Придут ли когда-нибудь общественные контролеры и инспекторы с проверкой качества школьного питания? Увы, без них выявляет нарушения санитарных норм прокуратура. Совсем недавно, например, энгельсская прокуратура с привлечением специалиста Роспотребнадзора в 15 школах выявила нарушения санитарных норм и правил.

Директора школы в селе Новозахаркино Петровского района привлекли к административной ответственности за ненадлежащую организацию питания школьников – фактический рацион питания не соответствовал меню; обед, например, состоял только из первого блюда, а также в столовой осуществлялся прием пищевых продуктов и продовольственного сырья без документов, подтверждающих их качество и безопасность. В Базарно-Карабулакском районе Саратовской области прокуратура выявила нарушения при обеспечении питания детей в 12 школах, в результате чего возбудила административные дела в отношении их директоров и внесла представление начальнику управления образования района. В Вольске подобные нарушения выявлены во время проверки в 11 школах, в том числе занижение порций 50 г рыбы вместо 100 и 100 г гарнира, хотя необходимо 150-200. Список можно продолжать и дальше, но прочитают ли его жаждущие стать инспекторами общественники?

Впрочем, кроме жажды разжиться корочками и на более законных основаниях устраивать рейды по торговым точкам, наверняка в действиях общественников присутствует и жажда пиара. Недаром на последнем (по счету, а не вообще) заседании рабочей группы комитета по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике, где обсуждался вышеупомянутый законопроект, в качестве примера общественного контролера была названа Елена Летучая, ведущая телепрограммы "Ревизорро".

Участники совещания заметно оживились при слове «телеведущая». Появиться на публике в костюме Зорро, конечно, забавно, но не все поймут. А тут замечательная идея – стать телезвездой регионального телеканала, с важным видом щупать огурцы на прилавках и давать комментарии в защиту потребителей. Еще зрелищнее – устроить маленький спектакль с противодействием контролерам со стороны торговцев.

Хочется верить, что о сути телепрограммы воодушевившиеся общественники знают в общих чертах, поэтому им простительна детская вера в чистоту помыслов создателей шоу. «Ревизорро» – коммерческий телепроект, а Летучая – шоу-вумен с огромным стажем и с неплохой зарплатой. Никто не запрещает общественникам выступать в роли хоть телеведущих, хоть танцовщиц, хоть клоунов, заполняющих перерыв между номерами. Только какое отношение это имеет к общественному контролю?

Поскольку законопроект, как уже говорилось, принят в первом чтении, то будет и второе. Очень хотелось бы, чтобы промежуток инициаторы посвятили другому – например, результатам рейдов общественных контролеров от Общероссийского народного фронта – для знакомства с конструктивным опытом. Да и сам закон об общественном контроле прочитать тоже не помешает, вдруг найдут там ответы на все вопросы, для решения которых вовсе не нужно городить лишние законы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.10.2015 09:42
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх