// // С 12 февраля в очередной раз повысятся тарифы по ОСАГО

С 12 февраля в очередной раз повысятся тарифы по ОСАГО

1387

Полис преткновения

В разделе

О проблеме с полисами ОСАГО мы писали в апреле прошлого года. Накануне повышения тарифов таинственным образом исчезли бланки. Вместе с автогражданкой автолюбителям навязывали добровольное страхование жизни или имущества. Прошел год. Саратовцы, отправившиеся оформлять страховку, переживают эффект дежавю. С 12 апреля произойдет очередное увеличение тарифов по ОСАГО. А проблемы остались все те же: нет бланков, огромные очереди в офисах и покупка доброволки в нагрузку.

В очередь за автогражданкой

У водителя с 15-летним стажем Бориса Гончарова действие страховки заканчивается через две недели, а поисками страховой компании продолжаются больше 10 дней:

- После того, как мне в прошлом году вместе с ОСАГО пришлось выложить еще 1000 рублей за страхование жизни, я решил воспользоваться услугами другой фирмы, - рассказывает автовладелец. Пришлось несколько дней «висеть» на телефоне. Меня огорошили новостью, что бланков нет, появятся через недельку-другую. Тех, кто готов оплатить «допуслуги» ждет приятный сюрприз – вожделенную бумажку можно получить в течение нескольких дней. «Жадных» записывают в очередь, ждать придется до начала мая.

Многие автолюбители не соглашаются с условиями страховщиков и пишут жалобы в различные надзорные ведомства. С начала года только в областное управление Роспотребнадзора поступило около 20 заявлений от жителей региона. Саратовцы жалуются – страховщики фактически «выламывают» руки и заставляют выкладывать лишние 1000-1500 рублей за страхование дачи, здоровья либо жизни.

- В одном из надзорных ведомств мне предложили выслать письменное заявление с просьбой заключить договор об обязательном страховании автогражданской ответственности, - поясняет саратовец Александр Гончаров. - Выслать его надо заказным письмом с уведомлением в головной офис страховщика. Существует еще один путь. Можно подать иск в суд, чтобы обязать заключить договор автострахования. В данном случае придется ждать два месяца. Я – торговый представитель, у меня работа связана с постоянными разъездами. Фактически меня толкают на нарушение закона, и тогда мне грозит штраф в 800 рублей за езду без страховки.

Юрист Олеся Аблёзгова считает – несмотря на бюрократические проволочки, с недобросовестными страховщиками можно и нужно бороться.

- Своим клиентам рекомендуем вооружаться камерой или телефона и отправляться за полисом в страховую компанию, - говорит представитель правового агентства. – Вы проводите съемку в публичном месте, потому это не является правонарушением. Нападки охраны или сотрудников фирмы для вас будут дополнительным аргументом для защиты ваших прав в суде. Хотела бы предостеречь некоторых автолюбителей, желающих сэкономить. Взвешивайте все «за» и «против», приобретая полис с 30-40% скидкой. Такой дисконт выдают организации, чьи финансовые дела идут из рук вон плохо. Обычно перед отзывом лицензии они напоследок решают подзаработать и устраивают распродажу автогражданки. Помните, что, если попадете в ДТП, взыскать с подобного страховщика компенсацию за ущерб вряд ли сможете даже через суд.

Убыточная страховка

Подоплека некрасивого поведения страховщиков все та же, экономическая. Рейтинговое

агентство «Эксперт РА» провело исследование после принятии поправок к закону об ОСАГО и повышения тарифов осенью 2014 года. Выяснилось – прошлогодняя индексация тарифов не улучшит положение дел в отрасли в целом. Автогражданка убыточна для компаний. Например, для нашего региона она дает убытки в 17%. Поэтому головным предприятиям из-за непростой экономической ситуации приходится сокращать свою агентскую сеть. Например, только в Балаково за год закрылось пять представительств крупных страховых организаций.

По теме

- Экономическая ситуация в стране кардинально изменилась буквально за несколько месяцев, - считает Павел Михеев, председатель гильдии страховщиков Саратовской области. – Из-за скачка евро и валют запчасти на иномарки выросли минимум в два раза. Страховщики на протяжении последних нескольких лет били в колокола и говорили – ситуация сложная. Если тарифы не увеличить, то будет беда, компании просто перестанут продавать полисы. Их не хотели слушать и затягивали процесс повышения тарифов. Конечно, увеличение расценок бьет по карману обычных автовладельцев. Все это понимают. Но мы стоит перед выбором. Либо рынок страховых услуг в стране рухнет, либо мы стараемся сделать ее жизнеспособной. Центробанк России в этом плане ведет осторожную и выверенную политику. Осенью тарифы выросли на треть. При этом регулятор пообещал сделать расчеты и увеличить ряд страховых выплат.

По-видимому регулятор страхового рынка услышал доводы компаний. С 12 апреля Центробанк РФ поднимет базовые тарифы на 40% и вводит так называемый тарифный коридор в 20%. Таким образом, страховые компании смогут увеличить свои расценки на 60%. В среднем страховка подорожает с 2500 рублей до 3500-4100.

Различные рейтинговые агентства и общественные организации провели опросы – как автовладельцы относятся к очередному подорожанию полисов. Результаты прямо противоположны.

Например, в конце марта стали известны итоги социсследования, проведенного Ассоциацией защиты страхователей. Итог – большинство опрошенных отказываются приобретать полисы ОСАГО либо готовы покупать «серые» бумажки, стоящие на 1-2 тысячи рублей дешевле документа, приобретенного у легального страховщика.

Автолюбителей можно понять. Согласно данным Федерации автовладельцев, в 2014 году в распоряжении страховщиков осталось 25,3 млрд. рублей в качестве остатка после всех произведенных выплат. Отсюда возникает закономерный вопрос: не лукавят ли страховщики, заявляя о своих убытках?

Совершенно другие данные показал опрос, проведенный компанией Ромир. Из 1500 человек, опрошенных в 35 регионах, больше половины относятся к повышению тарифов в апреле текущего года более половины автомобилистов относятся положительно. Лишь 15% считают, что их нужно снижать.

А вот некоторые посетители сайта «За рулем» накануне повышения тарифов на ОСАГО вообще выступили за свободное тарифообразование. Поскольку «такая практика на Западе обеспечивает большие лимиты выплат». Чуть менее трети участников опроса отметили, что поддержали бы эту меру, так как «в погоне за клиентами страховщики будут предлагать наиболее выгодные условия». За участие государства в тарифообразовании выступил 21 %. Еще 9,7% автомобилистов считают, что «тариф должен диктоваться государством». И, наконец, 6 % считают, что «раньше свободное ценообразование было недопустимым, но сейчас уже можно его вводить».

Все-таки большая часть автолюбителей готовы, скрепя сердце, платить больше. Но они рассчитывают – страховщики начнут к ним относиться по-человечески: исчезнет практика навязывания «допов», очереди в офисах. Сами страховщики говорят о «светлом будущем» после роста тарифов с большой осторожностью.

- Втюхивать «доброволку» перестанут тогда, когда ОСАГО начнет приносить прибыль, - говорит Олег Епифанов, начальник отдела страховой компании. - Несколько лет назад за реализацию полисов агенты получали приличную комиссию. Сейчас вознаграждение минимально – 10% комиссионных. Для сравнения - страхование жизни и здоровья – до 30% комиссии. Сейчас существует следующая практика во всех страховых организациях – агентам и брокерам выдают на продажу 100 полисов ОСАГО в месяц с условием оформления 100 «доброволок». И у сотрудников нет другого выхода. Такой подход многое объясняет: страховщикам «автогражданка» приносит небольшие прибыли и для ее увеличения они идут на саботаж и сговор, а также на навязывание необязательных и потому непопулярных страховых услуг. И едва ли индексация снимет эту проблему: со временем аппетиты страховщиков снова возрастут и ситуация вновь повторится.

Есть еще одна проблема, которую не решит индексация тарифов. На каждую компанию существует определенный лимит полисов. Их выдачей занимается Российский союз автостраховщиков. Число выданных документов зависит от того, какую долю на рынке страховая компания занимает, как обслуживает своих клиентов. Страховщики не первый год заявляют о том, что полисов хватает на пролонгацию имеющихся договоров, а вот на пополнение клиентской базы – уже нет.

Кроме того, бланки неравномерно распределяются и по областям. В головном офисе компании следуют следующему принципу – максимум бумажек получает менее убыточные регионы, минимум – наоборот убыточные области и округа. Так что и тут надо наводить порядок.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.04.2015 18:11
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх