Версия // Общество // Крушение Ан-148 «Саратовских авиалиний» могло произойти из-за системных проблем внутри компании

Крушение Ан-148 «Саратовских авиалиний» могло произойти из-за системных проблем внутри компании

6261

Смертельное пике

В разделе

11 февраля в Московской области рухнул самолет Ан-148, относящийся к «Саратовским авиалиниям». Судно выполняло рейс из Москвы в Орск Оренбургской области. Оно пропало с экранов радаров через несколько минут после взлета из аэропорта Домодедово.

Обломки самолета были найдены возле деревни Степановское Раменского района Подмосковья. На борту находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа, все они погибли. По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело о нарушении правил полетов, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц. Его расследованием занимается центральный аппарат Следственного комитета РФ.

К сегодняшнему дню специалистам Межгосударственного авиационного комитета (МАК) удалось восстановить сценарий, по которому происходила катастрофа. Это было сделано на основании информации, полученных с речевого и параметрического регистраторов («черных ящиков»).

Исследуя параметрию, комиссия МАК пришла к выводу, что практически сразу после взлета приборы самолета стали расходиться в данных о скорости судна. Это произошло из-за обледенения приемников полного давления (ППД), с которых считывают информацию датчики скорости. Как выяснили специалисты МАК, система их обогрева была выключена (хотя по инструкции ее включение обязательно). Поэтому один из приборов показывал, что самолет не движется. Показания другого стали падать от 540-560 км/ч до 200 км/ч и ниже.

Летчики приняли решение отключить автопилот и перейти на управление в ручном режиме. Борт был переведен в интенсивное снижение (очевидно, это была попытка набрать скорость за счет ускорения свободного падения). Именно это и привело к катастрофе. Пике стало смертельным.

Данные речевого регистратора подтверждают информацию, зафиксированную параметрическим самописцем. Несмотря на то, что сама запись короткая (борт разбился вскоре после взлета), на ее расшифровку, из-за повреждений «черного ящика», ушло несколько дней.

На записи слышно, как пилоты проводят подготовку к взлету, зачитывая контрольную карту. Но система обогрева приемников полного давления включена не была, хотя это действие обязательное и в карте прописано.

Расхождения в показаниях датчиков скорости пилоты выявили сразу. Не сумев определить причину этого, экипаж, соответственно, не смог принять правильного решения для исправления ситуации. Пытаясь увеличить скорость, самолет направили вниз. Незадолго до столкновения с землей, пилоты впали в панику, были слышны их нечленораздельные крики.

В настоящее время расследование продолжается. Экспертам, в частности, предстоит выяснить, виноват ли в выключенной системе обогрева ППД сам экипаж, или неисправность техники. Но некоторые выводы можно сделать уже сегодня.

Во-первых, вряд ли можно говорить о полном соответствии пилотов «Саратовских авиалиний» всем требованиям, предъявляемым к летчикам гражданской авиации. Безусловно, они, скорее всего, хорошие люди. Поэтому мы скорбим об их гибели так же, как и о гибели еще 69 человек, находившихся на разбившемся борту. Но пассажиры, покупая билет на самолет, желают от экипажа несколько большего, чем высокие моральные качества. Например, профессионализма, который позволил бы правильно истолковать причины расхождения показаний скорости на приборах.

Во-вторых, на момент катастрофы (12 дня по Москве) самолет выполнял уже третий рейс. До этого он успел слетать по пензенскому направлению и доставить пассажиров из Саратова до столицы. На внимательности пилотов могла сказаться усталость.

Ну а если, все же, система обогрева ППД оказалась выключенной не из-за человеческой ошибки, а по технической причине, то пике борта под номером RA-61704 может стать последним не только для всех погибших, но и для «Саратовских авиалиний», к работе которых давно предъявляются различные претензии. Сейчас в организации проводятся внеплановые проверки.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.02.2018 08:34
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх