Версия // Бизнес // Что будет с саратовскими магазинами одежды?

Что будет с саратовскими магазинами одежды?

3625

Потуже затянуть брендовые пояса

В разделе

Страх перед возможным ростом цен и дальнейшим падением рубля гнал саратовцев в декабре в магазины. Многие магазины бытовой техники обогатились в этот период, чего не скажешь об магазинах одежды.

Перед новогодними праздниками здесь не наблюдалось наплыва покупателей. Возле вешалок – скучающие продавцы, играющие на смартфонах. Из-за бешеных скачков валюты сразу несколько модных брендов решило уйти с российского рынка, другие приостановили поставки товара в магазины. Ушедший год запомнился шопперам закрытием многих бутиков.

Средний класс откажется от обновок

В прошлом году компанией «Магазин магазинов» было проведено исследование «Международные бренды: степень развития в России». Саратов по их числу находится на 31 месте среди других крупных городов страны. В нашей области представлено 55 известных торговых марок. Причем именно зарубежные иностранные компании по производству одежды в последнее время демонстрировали активный прирост магазинов. Не исключено, что в наступившем году их количество уменьшится. Массового закрытия крупных торговых точек пока не произошло. С проспекта Кирова исчез Mango, закрылся Mexx. Кризиса не испугалась известная европейская марка одежды H&M, торговая площадка бренда открылась в ноябре.

Однако до Нового года исчезли некоторые небольшие магазинчики в центре города и крупных торговых центрах, где ставки арендной платы, как правило, самые высокие. Здесь саратовцы могли отовариться, в основном, турецким или китайским ширпотребом неплохого качества. По словам экспертов с рынка ушла «мелкая рыбешка» или те, для кого одежный бизнес – не основная статья дохода.

- Курс евро вырос в два раза, рублевые цены тоже растут, люди экономят на продуктах, им не до обновления гардероба, - говорит Наталья Степанова, директор магазина по продаже одежды и аксессуаров. – В последние месяцы стала заметна ротация арендаторов в торговых комплексах. Одни уходят, другие появляются, но через некоторое время и они закрывают магазины из-за низкой рентабельности.

Тренд к освобождению торговых площадей начался осенью и продолжится в наступившем году. Самыми уязвимыми оказались продавцы ювелирных изделий, одежды и обуви. Во-первых, в нашем городе произошло перенасыщение подобными магазинами. Во-вторых, плата за аренду стала для предпринимателей неподъемным бременем. Коммерсанты из-за скачка валют не могут получить со складов товар, не хватает оборотных средств. В результате проще закрыться, чем заниматься нерентабельным бизнесом.

Ни один из крупных игроков одежного бизнеса в Саратове не сказал о размерах своих убытков. О планах на будущее коммерсанты тоже говорят с неохотой. Скорее всего, на плаву останутся бутики, предлагающие дорогую одежду. Их посетители не привыкли экономить на костюмах и имиджевых аксессуарах. А вот средний класс откажется от обновок. Еще тяжелее придется магазинам с дешевым ассортиментом. Стоимость товара резко поднимать нельзя – иначе можно потерять последних покупателей.

- Проблема заключается в том, что российский одёжный бизнес в основном закупает товары в странах Юго-Восточной Азии, все сделки фиксируются в долларовых контрактах, - рассказывает Алла Никитина, сотрудник масс-маркет-бренда. - Они заключаются где-то за полгода, то есть сейчас начнут покупать коллекции на осень-зиму 2015−2016. На текущую зиму закупали по курсу 35−38 рублей за доллар. Возьмём одну и ту же футболку, чья стоимость закупки — один доллар. Розничная цена состоит из закупочной стоимости в долларах плюс расходы на доставку, таможню, НДС, плюс маржа. Понятно, что цена должна расти пропорционально росту курса доллара. В этом сезоне при старом курсе футболка стоила 150 рублей, а теперь она должна стоить в полтора раза дороже. Но масс-маркет не может резко увеличить цену, потому что клиенты масс-маркета — самые чувствительные к цене.

По теме

Из-за дороговизны одежды многие саратовцы, скорее всего, поменяют реальный шопинг на виртуальный. Неслучайно после кризиса 2008 года начался бум интернет-магазинов. Некоторые горожане участвуют в совместных закупках. Их идея заключается в следующем – с оптового склада приобретается товар на определенную сумму. Выгода, по сравнению с розницей может достигать до 50-70%.

Посредником между продавцом и покупателем выступает так называемый организатор. Он берет на себя заботы по сбору заказа, его оплаты и доставки. От потенциального покупателя требуется только выбрать понравившийся товар, сидя дома за компьютером, оплатить его через банк или перевести деньги на карту организатора. За свою работу он берет определенный процент от стоимости каждой покупки. Но даже с учетом этих расходов покупать одежду получается намного выгоднее, чем в магазинах Саратова, где приходится переплачивать за каждую вещь в два, а то и в три раза.

- В последнее время стали популярны покупки детской одежды, - говорит Анна Горохова, организатор интернет-магазина. – Эта статья расходов будет всегда присутствовать в семейном бюджете. А виртуальный шопинг - хороший способ сэкономить. Например, в рознице сандалии из натуральной кожи могут стоить до 2000 рублей. В то время как производитель может распродавать остатки склада и те же босоножки обойдутся вам всего в 400-500 рублей.

Отечественному производителю мешают высокие налоги и тарифы

Пугающее подорожание одежды и обуви, возможно, приведет к тому, что продавцы переориентируются на отечественного производителя или увеличат долю российских поставщиков. На одежном рынке сделать это будет непросто, поскольку доля в 85% принадлежит зарубежным производствам и лишь 15% - местному производителю.

У российских обувщиков тоже появилась возможность потеснить своих китайских коллег.

- Оптовая цена, к примеру, женских туфель из натуральной кожи в Китае начинается с 30

долларов, модельная обувь еще дороже -70-80 долларов, - говорит Игорь Кардашевский, директор небольшой обувной фабрики в Балашове. – В пересчете на рубли получается закупка от 2000 до 4800 рублей. Прибавьте еще маржу, а ее средний размер составляет 60-75%. Ясно, что за пару дамских лодочек в 7-8 тысяч рублей мало кто согласится выложить из кошелька. Наши оптовые цены повысились ненамного, за два месяца – на 8%. В результате количество заказов увеличилось, но мы не всегда вовремя их отшиваем. Подводят украинские и турецкие поставщики подошвы. Ждать заказов приходится месяц.

По мнению Игоря Кардашевского, крупные федеральные сетевые магазины закроют убыточные торговые точки, сократят расходы. А вот местные продавцы уже сворачивают обувной бизнес. Тем, кто хочет «остаться в обойме» придется либо снизить наценку, либо перейти на более дешевую закупку.

- Мы зависим от импортного сырья, но смогли бы открыть цех по изготовлению подошвы, - продолжает Игорь Кардашевский. – Этот проект обошелся в 5-10 млн. рублей. Вопрос – где взять средства? На нашей фабрике трудятся 12 человек. Для микробизнеса долгие кредиты недоступны. Возможно, свободные средства появились бы, если власть хоть немного ослабила налоговый пресс. Ставка земельного налога в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась чуть ли не на 100%. Еще одна проблема – дорожающие энергоресурсы. Мы не такое энергоемкое производство, как металлургический комбинат, но платим по тарифу как крупное промышленное предприятие.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.02.2015 10:52
Комментарии 0
Наверх