// // Три девушки с татуировкой дракона

Три девушки с татуировкой дракона

874

В ходе производства моей телепрограммы «Удивительные странствия», 19-21 февраля удалось побывать за Полярным кругом, в самом большом в мире иглу – отеле ICEHOTEL, который находится в городке Юккасъярви (Шведская Лапландия). Про Ледяной отель я рассказал в предыдущем номере НВС, а про Юккасъярви поведать больше нечего, кроме того, что там живёт 700 человек и 800 собак. Зато на обратном пути в Киев, администратор съёмочной группы специально для меня устроила большой разрыв между рейсами Кируна-Стокгольм и Стокгольм-Киев. Дабы я мог за несколько дневных часов ознакомиться с городом, в котором В.И. Ленин купил свою первую имиджевую кепку.

Да-да, стоит теперь незабвенный Ильич по экс-советским городам и весям с этой кепкой в руке/на голове и только в Стокгольме знают, что вождь мирового пролетариата приобрёл сей стильный головной убор в большом магазине PUB, вывеска которого поныне возвышается в центре Стокгольма. Покупка произошла в апрельские дни 1906 года, когда русские социал-демократы проводили в столице Швеции IV съезд РСДРП. Шведские социал-демократы не только почитали В.И. Ленина, но и читали его гораздо внимательнее своих русских единомышленников. Чему свидетельство – знаменитый шведский социализм, превративший шведов в самых обеспеченных европейцев, без всяких колоний, нефти или газа. Вот так вот – каменных истуканов «Ленин» в Стокгольме нет, зато учение Ленина позволяет Шведскому королевству и по сей день иметь ВВП свыше $61,000 в месяц на человека. Ленинизм советских и постсоветских коммунистов оказался также бесконечно далёк от заветов Ленина, как христианство ‑ от проповедей Христа или буддизм от наставлений Будды. Неподалёку от магазина одежды PUB находится Шведская национальная библиотека, где сохранился стол, за которым работал, по словам поэта, «самый человечный человек». Каждый день на этом столе можно обнаружить свежую красную гвоздику – от шведских социал-демократов. Они не у власти сейчас, проигрывают выборы, но задел, который они после себя оставили, и по сей день делает Швецию самой привлекательной страной для многочисленных эмигрантов из бывшего социалистического лагеря и стран Третьего мира. К слову, утром из аэропорта в Стокгольм нас привёз таксист-турок Захир, а обратно, в конце дня, доставил грек Константин. Помимо ленинской кепки, PUB славен ещё и тем, что здесь работала обычным продавцом юная шведка, которую впоследствии весь мир узнает, как голливудскую актрису Грету Гарбо. Между двумя авиарейсами на Стокгольм у нас приходилось около пяти часов. Вполне достаточно, чтобы осмотреть места, связанные со знаменитой Нобелевской премией. Во-первых, это величественная городская ратуша, где происходит ежегодная церемония награждения. Во-вторых, здание, в котором заседает Нобелевский комитет. Наконец, это ресторан «Погребок ратуши», где в декабре 1901 года состоялся первый Нобелевский банкет, одновременно с первым вручением премии. В наши дни Нобелевский банкет проводят в Голубом зале городской ратуши. На банкет каждый свеженаграждаемый нобелевский лауреат может привести с собой ещё 30 друзей/родных. А также может свободно придти любой нобелевский лауреат прошлых лет. Ещё приглашается 100 лучших шведских студентов. В итоге набирается 1300—1400 человек, поэтому для каждого отводится 60 см. пространства за банкетным столом. Форма одежды ‑ фраки и вечерние платья, при этом студенты и студенты обязаны носить белые студенческие фуражки с лакированным козырьком. У Остапа Бендера была такая. Студентки в такой фуражке и в вечернем платье смотрятся весьма комично. Но, ничего не поделаешь, традиция! В разработке меню Нобелевского банкета принимают участие повара «Погребка ратуши» и кулинары, когда-либо получавшие звание «Повар года». В сентябре три варианта меню дегустируются членами Нобелевского комитета, которые решают, что будет подаваться «к столу Нобеля». Всегда известен только десерт ‑ мороженое. И то до самого вечера никто, кроме узкого круга посвящённых, не знает, какого сорта. Таким образом, каждый год меню различается и содержит в себе несусветные изыски. В 19:00 почётные гости во главе с королём и королевой спускаются по лестнице в Голубой зал ратуши, где уже сидят все приглашённые. Шведский король ведёт под руку нобелевскую лауреатку, а если таковой не окажется ‑ жену Нобелевского лауреата по физике. Первым произносится тост за Его Величество, вторым ‑ в память Альфреда Нобеля. После этого раскрывается тайна меню. Само меню напечатано мелким кеглем на картах, приложенных к каждому месту, и украшено профилем Альфреда Нобеля в золотом тиснении. Простые смертные могут впоследствии в «Погребке ратуши» весь год заказывать это меню на свой стол. Ежегодно их заказывает 20 тысяч посетителей. Что мы и сделали – примерно $150 на человека получается. На нобелевскую сторону Стокгольма нас навёл в Твиттере саратовский агент творческого объединения КГБ Михаил Шичков. @Shichkov побывал здесь прежде нашего. А в самом Стокгольме вызвался быть проводником другой твиттерянин – @Lindvind, он же Стефан. Потому, что нам были любопытны не только ленинские и нобелевские места шведской столицы. Интересовал район проживания писательницы Астрид Линдгрен, автора книги «Карлсон, который живёт на крыше». В 1941 году Астрид поселилась с мужем в квартире с видом на стокгольмский Васа-парк, где писательница жила вплоть до своей смерти в январе 2002 года. Здесь же где-то обитает и её летающий человечек. О происхождении Карлсона я, будучи советским школьником, мнил, что это киборг, сбежавший из шведской секретной лаборатории. Поэтому он не показывается на глаза взрослых, особенно избегает пожарных и полицию, а также поглощает сахар и сладости в угрожающих здоровью количествах. Это топливо для его внутреннего двигателя. Согласитесь, Карлсон прикольный, конечно, но очень бесчеловечный и вовсе не добрый. В Стокгольме я узнал, что шведские дети не очень-то любят Карлсона, а также то, что он, помимо сладостей, ещё налегал и на мясо. Астрид Линдгрен известна в Швеции, как большой защитник животных. Бродячих собак или кошек вы на улицах шведских городов не увидите никогда и это большой плюс, разумеется. Однако именно благодаря усилиям Астрид Линдгрен в Швеции был принят закон, по которому за то, что в вашем доме воет собака, вы рискуете быть оштрафованным на 2000 ЕВРО или лишиться свободы на 2 года. В любом случае, собаку у вас отберут. По-моему, это перебор! Напротив дворца Его Величества короля Швеции, во дворе Финской церкви я сфотографировал @Olga_Abrosimova с крошечным памятником сказочному персонажу мальчику Нильсу, который, если кто позабыл, путешествовал верхом на гусе Мартине. Эта сказка «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» другой шведской писательницы Сельмы Лагерлёф также была экранизирована советскими мультипликаторами. Кстати говоря, Сельма Лагерлёф ‑ первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909) и третья вообще женщина, получившая Нобелевскую премию (после Марии Кюри и Берты Зуттнер). Жители Стокгольма уверяют, что если бездетная пара оденет Железного Нильса, то у них обязательно родится ребёночек. Рассказывают, что в обычной шведской семье, как правило, 3-4 ребёнка. В шведских детских садах на одного воспитателя приходятся не более шести детей. В школе ребёнку выдают всё, начиная от одежды/обуви на все сезоны, бесплатных учебников, тетрадей и заканчивая всеми канцелярскими принадлежностями. Вплоть до стирательной резинки. Детский сад и школа – бесплатны. Даже наоборот, ежемесячно шведскому школьнику выплачивается стипендия 120 ЕВРО. Также бесплатно обучение в ВУЗах, где студенты получают ежемесячную стипендию до 500 ЕВРО. Мы зашли во двор королевского дворца, это действующая резиденция, но вход свободный, никаких рамок, досмотров, полицейских. Нам посчастливилось посмотреть развод королевской гвардии на шведской «Красной площади». Ожидали увидеть могучих, рослых, белокурых викингов. Ну, а как же?! Королевская гвардия, ведь! Но увидели и азиатов и даже низкорослых негритянок, белых девушек-офицеров с косичками. В шведской армии служат по призыву. И парни и девушки. Один год. За это ‑ выплачивается 40 тысяч ЕВРО, приоритетное поступление в любой ВУЗ Швеции и почти беспроцентный кредит на нужды во время обучения. Понятное дело, в шведскую армию большая очередь и неимоверная конкуренция! Но трудно пройти медкомиссию, особенно психолога: неврастеники, психопаты, садисты – отсеиваются безоговорочно и без права апелляции. Пребывание в столице Швеции помимо шведских семьи, стенки и стола заставило вспомнить труднообъяснимую симпатию, возникающую между жертвой и агрессором. Напомню, в самом центре Стокгольма в августе 1973 года швед Ян Эрик Ульссон захватил четырёх заложников в банке. Он потребовал доставить из тюрьмы своего подельника, принести ему оружие, деньги, бронежилеты и дать скоростную машину. Первые симптомы изученного позднее «Стокгольмского синдрома» обозначились практически сразу. Одна из заложниц стала упрашивать полицию не штурмовать банк. Затем и другие звонили, и говорили, что террористов можно и нужно понять. Hа второй день террорист позвонил премьер-министру Улофу Пальме, угрожая убить всех заложников, если его требования не будут выполнены. Следующий звонок премьеру был уже от заложницы, которая отчитала Пальме за медлительность и тоже потребовала выпустить преступников из тюрьмы. После освобождения, заложницы устроили скандал, умоляя не мучить их новых «друзей». Освобождённые заложницы заявляли, что более всего боялись штурма полиции. Бывший заложник, канадский бизнесмен в интервью назвал вожака бандитов, «вежливым, образованным человеком». Вскоре заложники принялись собирать деньги на адвокатов для своих пленителей. Итак, нынче «Стокгольмским синдромом» называют необъяснимую симпатию заложника к террористу, для которой нет никаких оснований. Когда заложники выступают на стороне бандитов. Порой кажется, что наше население испытывает схожий синдром к нашему правительству… Хотелось, любезные мои читатели, также пройтись по маршрутам героев недавнего голливудского фильма «Девушка с татуировкой дракона». Вдосталь находившись, мы зашли в уютное маленькое кафе Шокладкоппен (Chokladkoppen) на идиллической площади Стурторьет (Stortorget), дабы испить кофею и сделать снимок в Твиттер о том, что @Ed_Abrossimov и @Lindvind развиртуализировались. Разговор за кофе зашёл о том, что шведы свою экранизацию трилогии «Миллениум» шведского писателя Стига Ларссона сделали намного успешнее американцев. Если у последних картина разворачивается, подчиняясь законам киноэкшена, то шведский режиссёр Нильс Арден Оплев намного бережнее отнёсся к первоисточнику. Во время просмотра «Man som hatar kvinnor» (дословный перевод ‑ «Мужчины, которые ненавидят женщин») можно почувствовать дух Швеции, рассмотреть какие-то социальные проблемы, без которых не обходится ни одно государство, на втором плане различить жизнь и быт простых шведских граждан. Как мы знаем, американцы на этот счёт особо не заморачиваются. Это как если бы сравнить оскароносные фильмы «Из Африки» по книгам бельгийской писательницы Карен Бликсен или «Негде в Африке» по роману немецкой писательницы Стефани Цвейг с голливудским триллером «Призрак и Тьма» по мемуарам английского полковника Петерсона. Бликсен и Цвейг повезло ‑ по их произведениям режиссёры Сидни Поллак и Каролин Линк снимали кино в Кении. Передали цвет и ритм, вибрацию и дух этой незабываемой страны. А Стивен Хопкинс в голливудских декорациях снял «Призрак и Тьма» о строительстве железной дороги в Кении, но на экране мы видим лишь легко предсказуемые приключения, а Кения передана слишком схематично, я бы сказал даже «лубочно». Приведу для понимания ещё один, более личный пример. Главный герой повествования ‑ корреспондент журнала «Миллениум» Микаэль Блумквист, журналист и издатель шведского политического журнала «Миллениум», проиграл судебный иск, поданный против него миллиардером-предпринимателем Хансом Эриком Веннерстрёмом, который обвинил Блумквиста в клевете. В тоге Блумквист был приговорён к трём месяцам тюрьмы за клевету. На самом деле его злонамеренно подставили. До суда он ходил на свободе. И после приговора ему дали отсрочку от тюремного заключения для того, чтобы привести дела в порядок. Во время этой отсрочки, собственно, и происходят основные события фильма. Мне это интересно, потому что я сам 20 января 2005 года подвергся жёсткому физическому аресту в рамках заказного уголовного дела по ч.3 ст.129 УК РФ (клевета). Более трёх месяцев до суда провёл в заключении, в 4-местной камере №125, Третьего корпуса саратовской тюрьмы для лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление. Суд приговорил меня к семи месяцам лишения свободы. Как сидел Микаэль Блумквист? В комфортабельных условиях, схожих с гостиницей на «три звезды». Он спал один в комнате, у него был ноутбук с выходом в мировую Сеть. Блумквист имел возможность работать – писать, отсылать и получать корреспонденцию по Интернету. Таких деталей в американской «The Girl with the Dragon Tattoo» режиссера Дэвида Финчера я не увидел, а мне ведь интересно, потому что я-то по схожему, состряпанному коррупционерами суда и прокуратуры, обвинению разделял общество с убийцами, разбойниками и грабителями. Я писал в тюрьме, как Ленин «от руки», но моя корреспонденция до адресатов не доходила, уничтожалась тюремщиками. И книги из городской библиотеки я, отнюдь, не мог выписывать, как это обыкновенно делал Владимир Ильич, сидючи в питерских Крестах. Итак, в шведском фильме, несмотря на неторопливость действия, можно увидеть гораздо больше, нежели в американской киноподелке. Лично для меня американскую Руни Мара и шведскую Нооми Рапас объединяла одна ассоциация. Обе актрисы сыграли девушку-хакера, обладающую фотографической памятью. И обе они живо мне напомнили русскую девушку с татуировкой… нет, дракона я на её теле пока ещё не узрел, зато видел леопардовые пятна на левом плече, картинку с обложки шоколада «Алёнка» на левом предплечье и репродукцию Альбрехта Дюрера «Nurnberg woman dressed for church» на левом бедре. Стиг Ларссон неоднократно говорил, что на создание образа Лисбет Саландер его вдохновила Пеппи Длинный Чулок, созданная Астрид Линдгрен. То есть, Лисбет – это Пеппи, только «девушка созрела». И вот, всякий раз, когда я смотрел фильм «Девушка с татуировкой дракона» ‑ вспоминал саратовскую фотохудожницу @AlyonaFonya. Когда-то, в январе-феврале 2011 г. мы вместе работали в saroblnews.ru на избирательной кампании в Комсомольском посёлке г. Саратова. @AlyonaFonya была фотографом. Исключительно талантливый художник, кстати говоря. Особенно хорошо ей удаются фотографии еды и посуды. Если не ошибаюсь, она и сейчас фотографирует для каталогов в одном из дорогих саратовских салонов фаянса, фарфора и прочей керамики. Ещё 10 февраля, возвращаясь через Львов из прикарпатского города Самбор, где снимал сюжет о мощах святого Валентина, я купил для @AlyonaFonya коробку шоколадных уменьшенных копий откровенных барельефов индийского храмового комплекса Кхаджурахо. Это произведение эротического искусства можно приобрести во Львове лишь только в крохотной «Шоколадной майстерне» на Сербской улице. Но, к сожалению, за три дня моего пребывания в Саратове 25-26-27 февраля мы с @AlyonaFonya так и не пересеклись – она вернулась из Москвы ровно в тот день, когда я туда выехал. Мне предстояла экспедиция по городам майя в джунглях Мексики и Гватемалы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.03.2012 19:12
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх