Версия // Общество // Тема воспитания молодежи в духе патриотизма снова стала актуальной

Тема воспитания молодежи в духе патриотизма снова стала актуальной

2805

Родину любить не прикажешь

В разделе

В канун 70-летия Великой Победы тема воспитания молодежи в духе патриотизма снова стала актуальной. На федеральном уровне Росмолодежью разработана новая Госпрограмма по воспитанию патриотизма стоимостью в два миллиарда рублей.

Однако несмотря на то, что все предыдущие госпрограммы патриотического воспитания, по признанию самой Росмолодежи, не дали результатов, патриотизм не стал «объединяющей основой российского общества» и компонентом «общенациональной идеи».

То, что «освоят» и отчитаются по этим двум миллиардам – сомнений нет. вот и на региональном уровне уже сообщили о запланированных встречах школьников с ветеранами, организуемых совместно с городским Советом ветеранов, при содействии власти и правящей партии. «Живое общение, рассказы тех, кто пережил войну, вызывают огромный интерес у детей и дают незаменимый воспитательный эффект», - сообщает пресс-служба администрации Саратова. СМИ в который раз вспоминают никак не прививающуюся к рыночным реалиям советскую практику политинформаций, тимуровского движения. И лишь немногие скептики вспоминают малоизвестный киносценарий Аркадия Гайдара «Клятва Тимура», в которой судьба подобных патриотических начинаний была предсказана заранее.

«Обыкновенная контора»

Немногие знают, что у «Тимура и его команды» было продолжение. В киносценарии «Клятва Тимура» Гайдар описывает, как к его персонажам пришла слава, Квакин перевоспитался и стал вместе с другими тимуровцами помогать нуждающимся. И ненуждающимся тоже. Теперь в штабе Гараева был телефон, по которому все желающие могли «заказать» ребятишек – дров наколоть, воды принести, огород прополоть. В штабе велся строгий учет звонков и выполнения наказов. Работали днем, потому что секретничать перед заказчиками было бессмысленно. Первой взбунтовалась Женька, которая бросила в сердцах Тимуру:

- Была команда. Было весело. А теперь тоска. Бухгалтерия. Обыкновенная контора.

Потом команда Тимура оставила своего бывшего вожака одного с его портфелем, телефоном и табличкой «Начальник штаба». И это неудивительно: там, где появляется формализм и рутинная работа, нет места романтике, пропадает мотивация и азарт.

Спустя сорок лет в советской печати сначала осторожно, а потом все громче зазвучала тема «притворного патриотизма». Принудиловка к патриотизму, напыщенные штампы превращали в глазах школьников ветеранов в склочных и непонятных стариков, которых «положено» чествовать. Не эти ли школьники теперь заправляют воспитанием патриотизма у современной молодежи? Не набившая ли оскомину патетика движет законотворцами и чиновниками, которые отделываются от ветеранов ненужными тем подарками вроде банки кофе, подачками к красному дню календаря или игрой в очереди на квартиры или бесплатные автомобили? Конечно, 30-40 лет назад ветераны от автомобиля не отказались бы, но в 85-90 лет (а настоящим ветеранам сегодня не может быть меньше) садиться за руль поздновато и небезопасно. Недавние скандалы с ряжеными 70-летними ветеранами, которые с орденами собирают подачки в праздничные дни, только прибавили негатива к всеобщей картине безразличия к собственной истории.

Тревожная тема «притворного патриотизма» не была услышана вовремя, выводы не были сделаны ни тогда, ни сегодня. И вот уже в саратовских соцсетях вовсю обсуждают истории с игрой в патриотизм одна ужаснее другой. В какой-то саратовской гимназии заставили детей принести в школу фото своих прадедов-ветеранов, чтобы оформить стенды. Стенды изготовились, отчитались начальству, и… выбросили на мусорку. Или вот, например, в одном саратовском лицее поручили детям обойти живущих рядом ветеранов, чтобы организовать приход к ним целым классом на чаепитие. Людей, которым за 80, ввергли в противопоказанный им стресс: как разместить такую ораву, чем угощать? Затем учителя поняли бессмысленность затеи и отменили визит. А ветеранам об этом не сказали. Долго ждали ветераны ребят… некоторые так и не дождались.

По теме

Кстати, показательно, что принудительным патриотизмом занимаются в основном по разнарядке с гороно и облоно (переименования их в комитеты и министерства сути не изменили) в образовательных учреждениях, может быть, по многолетней привычке.

Действительно искреннюю заботу о ветеранах проявляют разве что отдельные партийцы из «Единой России». Накануне памятных дат проявляют активность представители других партий, в основном, чтобы сфотографироваться для статьи в партийную газету. А вот о постоянном курировании заботы о ветеранах со стороны общественников, привлечения ими к этой работе школьников не видно, не слышно. Может быть оттого, что по ветеранам ходить, да законодательные инициативы в их пользу разрабатывать – это скучно, это не огурцы на рынках щупать перед телекамерами.

Чем ближе 9 мая – тем больше юбилейного шума. «Давайте в школах повесим портреты героев» - вешали в советские времена, но тогда и рассказывали детям о героях. Нынешним педагогам, обремененным бумажной работой, это делать некогда, а общественникам, судя по всему – неинтересно, к тому же дар быть интересным рассказчиком есть не у всех. Получится, что дети будут равнодушно пробегать мимо и не задумываться о том, чей портрет висит.

Как не задумывается уже давно большинство саратовцев над именами своих улиц и площадей. Разве что Чапаева еще как-то вспомнят, и то не потому, что он связан с Саратовской областью.

«Давайте устроим просмотр фильмов военной тематики» - опять же школьникам должен кто-то объяснить, что и зачем ему показывают. Поколение, выросшее на ежечасном потоке насилия с телеэкранов, не запугать ужасами войны, они воспринимают баталии как фрагмент очередной игры с отвратительной графикой. И не понимают они, зачем рисковать жизнью ради родины, чтобы к 80 годам, если доживут, простаивать очереди в присутственных местах за справками, чтобы выбить очередную льготу.

С таким подходом вся кампания заботы о ветеранах и воспитании патриотизма выглядит «обыкновенной конторой» и закончится вскоре после юбилея Победы. А дети-то все видят. И делают выводы.

Настоящий патриотизм

Однако настоящее патриотическое воспитание вовсе не скончалось вместе с Союзом. Продуманная государственная политика воспитания поколений на истории Родины, ратных и трудовых подвигах ее известных и неизвестных героев успешно реализуется в Беларуси. Там прекрасно осознают, что патриотизм начинается с ощущения собственной причастности ребенка к великой истории их родины – через связь поколений. На Украине смогли разрушить эту связь, переписали учебники. А в Крыму по этим учебникам не учили, знакомые в Севастополе рассказали, что в периоды обострения насильственной украинизации люди обложки у «официальных» учебников обрывали, а внутрь нормальные учебники вкладывали. Но не столько по учебникам, сколько по художественной и научно-популярной литературе, по грамотно снятым фильмам школьники понимали, что значит любить и защищать родину, ради чего отдали жизнь герои войны, чем именно мы обязаны ветеранам. А все просто – каждый ребенок знал, что это его прадед участвовал в индустриализации страны и защите ее от врагов, его дед восстанавливал страну после страшной войны. Еще 35 лет назад большинство саратовских школьников не только знало, в честь чего строят мемориал на Соколовой горе, но и сами принимали участие в благоустройстве его территории.

А в наши дни даже забота о мемориале на Воскресенском кладбище превращается в руках освобожденных от службы в армии по плоскостопию в акцию по сбору денег и побуквенной продаже имен павших воинов.

Советским школьникам везло с патриотическим воспитанием, потому что к ним на классные часы приходили настоящие ветераны. Пафос из уст чиновников и учителей, которые когда-то были теми самыми детьми, которых сгоняли на линейку и уроки патриотического воспитания, и они возненавидели ветеранов, только повредит. Однако им есть чему поучиться и что услышать от ветеранов боевых действий, коих немало было и после 9 мая 1945 года, а они могут пересказать и сравнить с тем, как было в Великую Отечественную войну.

Очевиден патриотический потенциал национальных центров – не на танцах с железяками в ярких костюмах надо учить детей интернационализму, а на рассказах о том, что ковалась Великая Победа представителями всех национальностей, и восстанавливалась страна всеми сообща, и во время стихийных бедствий и техногенных катастроф никто не спрашивал ни у кого пятую строку паспорта. Уже упомянутое чувство сопричастности всех национальностей к строительству великой страны – это еще и надежная прививка от националистических и экстремистских настроений.

Есть о чем рассказать ребятам и нынешним защитникам Родины, вот же под боком у нас – энгельсские летчики, татищевские ракетчики, которые стоят на страже воздушного пространства нашей страны. Только организовывать эти встречи надо бы с умом. Не «потешные» лагеря, которые определенными деятелями воспринимаются как распил денег, а экскурсии по стране. Патриотизм нельзя прививать по видеофильмам на уроках истории и географии, будущим патриотам России необходимо увидеть свою страну собственными глазами, чтобы полюбить ее по-настоящему. Те, кто побывал в катакомбах Керчи или на мемориале в Хатыни либо совсем рядом – на Мамаевом кургане – не забыть того, что они сами увидят и прочувствуют. Раньше такие поезди были в порядке вещей.

Нельзя приказать человеку любить Родину, знания и чувства не передаются генетически. Но именно от того, что узнает ребенок о родном городе, о себе, о роли своей семьи в истории страны вообще и в Великой Победе в частности, зависит, как он в дальнейшем распорядится своей судьбой и судьбой своей страны.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.02.2015 12:16
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх