Версия // Общество // Министр образования области заявила, что на педобучение идут слабые учащиеся

Министр образования области заявила, что на педобучение идут слабые учащиеся

3622

Разучившиеся учить

В разделе

Нет, все-таки жизнь, и в самом деле, полна сюрпризов. И саратовская общественная жизнь – вдвойне. Стоит ковырнуть любую, казалось бы, знакомую до дрожи в коленках, тему, как возьмет и обнаружится тот самый сюрприз. Взять, хотя бы, сферу образования, изъезженную ЕГЭ и бесплатными учебниками вдоль и поперек.

Ну почему неожиданно выясняется, что большинство саратовских педагогов люто ненавидят детей и (не потому ли?) ютятся на съемных квартирах, а повышающий квалификацию преподавателей институт вообще давно пора распустить?

Шокирующие заявления и признания прозвучали в минувшую среду, 11 марта, из уст ни много ни мало министра образования области Марины Епифановой и известного в Саратове «мастера эпатажа» - председателя региональной Общественной палаты Александра Ландо. Вообще обсуждаемый в МОУ «СОШ № 67 имени О. И. Янковского» на заседании совета Общественной палаты вопрос подготовки современных учителей оказался неожиданно острым и очень дискуссионным, спровоцировав собравшихся на оживленный обмен мнениями по теме, а иногда и без.

Учитель или … ремесленник?

Тон обсуждению, как водится, задал сам Александр Соломонович, высказавший идею о том, что будущее, во многом, зависит от качества педагогического образования, приведя в качестве иллюстрации к сказанному выложенный в сеть видеоролик с демонстрацией жестокого избиения школьницы ее же одноклассниками. «Значит, что-то им не додали», - предположил глава Саратовской ОПы, ссылаясь на посредственную работу учителей в данном конкретном случае.

В сугубо профессиональное русло направила обсуждение заданного вопроса проректор по учебно-методической работе СГУ имени Н. Г. Чернышевского Елена Елина. «Мне кажется, что назрела проблема опять вводить институт наставничества в наши учреждения общего образования, - заявила она, говоря о положительных и отрицательных аспектах проводимых в стране в последнее время образовательных реформ, - Есть и явно негативные моменты, которые и вузовским, и школьным педагогическим сообществом не очень поддерживаются. Например, предложение резко уменьшить количество часов на теоретическое обучение и, по сути дела, обучать учителей так, как обучают ремесленников – то есть, непосредственно на рабочем месте в школьном классе. Мы себе это представляем так, что, если студент первого курса, еще не охвативший ни педагогики, ни методики, ни психологии своей дисциплины, придет в школу, то вряд ли ему будет, что дать нашим школьникам».

Впрочем, по мнению Елиной, это далеко не единственный камень преткновения в обсуждаемой проблеме. Спорным вопросом является также внедрение системы прикладного бакалавриата. «Сегодня высшая школа переходит на обновленные или актуализированные стандарты образования, которые в просторечии называют «стандарты «три плюс», - объяснила проректор госуниверситета, - В этих стандартах понятие «прикладной бакалавриат» отсутствует. Это одна из серьезных несостыковок, которые возникают между одними нормативными документами и другими нормативными документами, которыми сегодня живет высшая школа».

Не менее провокативным нововведением считается появившийся буквально на днях, но уже вызвавший немало споров, «Профессиональный стандарт педагога». Как выяснилось, многие документы, регламентирующие деятельность преподавателей высшей школы, на практике не согласовываются друг с другом, поскольку, по словам Елиной, над их созданием, в большинстве случаев, трудятся разные группы разработчиков, не заинтересованных в том, чтобы стандарты, как минимум, не имели противоречий между собой. «Профессиональный стандарт называется «Педагог», - пояснила Елена Елина, - А что записывается в диплом нынешним выпускникам, закончившим образование по тому направлению, о котором мы сегодня говорим? Там записано «Бакалавр педагогического образования» либо «Магистр педагогического образования». Но для любого чиновника, для любого администратора, для любого юриста «педагог» и «бакалавр педагогического образования» - это разные вещи. Как бы не получилось, что потом наших выпускников не заставили снова доучиваться».

По теме

Учить по-английски

Затронутая вскользь тема пришлась по душе Марине Епифановой, выступившей с безапелляционным заявлением о том, что на обучение педагогическим специальностям традиционно поступают одни из самых слабых абитуриентов. Для начала министр напомнила собравшимся об исчезновении в масштабах страны большого количества профильных педагогических вузов, нынешнее число которых сократилось с семидесяти в 2008 году до сорока восьми. «У молодежи, которая приходит в педагогические специальности, отсутствует какая-либо мотивация к получению педагогической профессии, - констатировала Марина Анатольевна, - Мы должны признаться, что педагогические специальности заканчивают далеко не лучшие выпускники наших школ».

Метнув камень в сторону классического университета и внеся в дискуссию лирическую ноту самокритики не вполне, впрочем, понятной направленности, министр предупредила, что некоторые вопросы заставят ее «драться до конца». Это громкое заявление коснулось широкого комплекса мер, предпринятых региональным минобразом для того, чтобы «заманить, удержать, привлечь» молодые педагогические кадры в избранную ими специальность.

В порыве откровенности Марина Анатольевна даже призналась, что лично ее устроили бы даже безграмотные лингвисты для работы в обычных общеобразовательных учреждениях, и что лучшим критерием в отборе кадров на вакантное учительское место является вовсе не профессионализм соискателя, а … его любовь к детям. «Пусть даже ваш выпускник будет не очень хорошим студентом и пусть он даже будет не очень хорошим знатоком английского языка, но если он будет любить детей…, - обратилась министр к присутствующим за круглым столом преподавателям, - А мы прекрасно понимаем, что из английского языка школьник должен знать «здравствуйте» и «до свидания». У нас существуют школы с углубленным изучением английского языка, и, если ребенок захочет дальше продолжать, то мы найдем ему учителя, который научит его говорить не только «здравствуйте» и «до свидания». А вот если учитель выпускается с великолепным знанием языка, но абсолютно не любящий детей, то такой учитель нам не нужен».

У директора Саратовского «Эконома» Сергея Наумова, однако, нашлись возражения на нарисованную министром образования радужную картину принятых на уровне области мер поддержки региональных учителей. И прежде всего, Сергей Юрьевич усмотрел изъян в денежной составляющей. «Мы в непростой социально-экономической ситуации, и она заставляет школу консервироваться внутри себя, - заявил Сергей Наумов, - На селе грошовая зарплата заставляет людей до гробовой доски держаться за свои рабочие места. Наверное, надо предусмотреть финансовые вливания, чтобы учителя из сельской местности возвращались обратно. Получать педагоги должны не за свою сверхнагрузку, но те же сорок тысяч за восемнадцать часов. Когда учитель нагружена тридцать шесть часов, а у неё ещё муж-идиот дома, дети…»

Мастер-класс для юных «училок»

Кроме того, как выяснилось, далеко не все саратовские преподаватели подозревают о существовании привилегий, которыми они вправе воспользоваться. Эту тему затронула заместитель председателя Саратовской областной думы Татьяна Ерохина, подчеркнувшая первостепенную важность разработки программ, нацеленных на улучшение жилищных условий молодых педагогов. По ее мнению, решение жилищных проблем недавних выпускников вузов позволит снять остроту вопроса по замещению стареющих кадров в преподавательской среде. Как выяснилось в ходе заседания, более двух тысяч саратовских учителей действительно вынуждены арендовать жилье.

Еще одно сенсационное заявление сделал председатель ОПы. Распалившись в связи с услышанным, Александр Ландо выступил с предложением распустить «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», пояснив, что принцип существования данного учреждения при наличии госуниверситета ему непонятен. «Человек, который закроет СарИПКиПРО, впишет свое имя в историю саратовского образования черными буквами, - предупредил реформатора директор МОУ «Гуманитарно-экономический лицей» Михаил Орлов, - Мы все видим, что, когда очень резко начинают решать вопросы, последствия сказываются через много лет. Сейчас саратовский институт не просто сменил вывеску – он меняется по содержанию». Немного отклонившись от темы, надо сказать, что Александр Ландо уже вписал свое имя в историю саратовского здравоохранения тем, что инициировал закрытие медвытрезвителей, и работники больниц с пациентами до сих пор поминают коротким словцом экс-омбудсмена.

Завершилось мероприятие на позитивной ноте. Многие из участников, включая Марину Епифанову, с одобрением отнеслись к идее члена Общественной палаты РФ от Общественной палаты Саратовской области Галины Полянской открыть на базе возглавляемого ею МОУ «СОШ №67» профильные педагогические классы, вести уроки в которых смогут старшеклассники, задумывающиеся о карьере преподавателя. "Это был бы неплохой эксперимент, и мы могли бы уже со школьной скамьи отследить, получится ли из школьницы "училка" - в хорошем смысле этого слова - которую мы ждём", - объяснила суть своего предложения Галина Полянская.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.03.2015 14:50
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх