Тема воспитания молодежи в духе патриотизма снова стала актуальной
Родину любить не прикажешь
Однако несмотря на то, что все предыдущие госпрограммы патриотического воспитания, по признанию самой Росмолодежи, не дали результатов, патриотизм не стал «объединяющей основой российского общества» и компонентом «общенациональной идеи».
То, что «освоят» и отчитаются по этим двум миллиардам – сомнений нет. вот и на региональном уровне уже сообщили о запланированных встречах школьников с ветеранами, организуемых совместно с городским Советом ветеранов, при содействии власти и правящей партии. «Живое общение, рассказы тех, кто пережил войну, вызывают огромный интерес у детей и дают незаменимый воспитательный эффект», - сообщает пресс-служба администрации Саратова. СМИ в который раз вспоминают никак не прививающуюся к рыночным реалиям советскую практику политинформаций, тимуровского движения. И лишь немногие скептики вспоминают малоизвестный киносценарий Аркадия Гайдара «Клятва Тимура», в которой судьба подобных патриотических начинаний была предсказана заранее.
«Обыкновенная контора»
Немногие знают, что у «Тимура и его команды» было продолжение. В киносценарии «Клятва Тимура» Гайдар описывает, как к его персонажам пришла слава, Квакин перевоспитался и стал вместе с другими тимуровцами помогать нуждающимся. И ненуждающимся тоже. Теперь в штабе Гараева был телефон, по которому все желающие могли «заказать» ребятишек – дров наколоть, воды принести, огород прополоть. В штабе велся строгий учет звонков и выполнения наказов. Работали днем, потому что секретничать перед заказчиками было бессмысленно. Первой взбунтовалась Женька, которая бросила в сердцах Тимуру:
- Была команда. Было весело. А теперь тоска. Бухгалтерия. Обыкновенная контора.
Потом команда Тимура оставила своего бывшего вожака одного с его портфелем, телефоном и табличкой «Начальник штаба». И это неудивительно: там, где появляется формализм и рутинная работа, нет места романтике, пропадает мотивация и азарт.
Спустя сорок лет в советской печати сначала осторожно, а потом все громче зазвучала тема «притворного патриотизма». Принудиловка к патриотизму, напыщенные штампы превращали в глазах школьников ветеранов в склочных и непонятных стариков, которых «положено» чествовать. Не эти ли школьники теперь заправляют воспитанием патриотизма у современной молодежи? Не набившая ли оскомину патетика движет законотворцами и чиновниками, которые отделываются от ветеранов ненужными тем подарками вроде банки кофе, подачками к красному дню календаря или игрой в очереди на квартиры или бесплатные автомобили? Конечно, 30-40 лет назад ветераны от автомобиля не отказались бы, но в 85-90 лет (а настоящим ветеранам сегодня не может быть меньше) садиться за руль поздновато и небезопасно. Недавние скандалы с ряжеными 70-летними ветеранами, которые с орденами собирают подачки в праздничные дни, только прибавили негатива к всеобщей картине безразличия к собственной истории.
Тревожная тема «притворного патриотизма» не была услышана вовремя, выводы не были сделаны ни тогда, ни сегодня. И вот уже в саратовских соцсетях вовсю обсуждают истории с игрой в патриотизм одна ужаснее другой. В какой-то саратовской гимназии заставили детей принести в школу фото своих прадедов-ветеранов, чтобы оформить стенды. Стенды изготовились, отчитались начальству, и… выбросили на мусорку. Или вот, например, в одном саратовском лицее поручили детям обойти живущих рядом ветеранов, чтобы организовать приход к ним целым классом на чаепитие. Людей, которым за 80, ввергли в противопоказанный им стресс: как разместить такую ораву, чем угощать? Затем учителя поняли бессмысленность затеи и отменили визит. А ветеранам об этом не сказали. Долго ждали ветераны ребят… некоторые так и не дождались.
Кстати, показательно, что принудительным патриотизмом занимаются в основном по разнарядке с гороно и облоно (переименования их в комитеты и министерства сути не изменили) в образовательных учреждениях, может быть, по многолетней привычке.
Действительно искреннюю заботу о ветеранах проявляют разве что отдельные партийцы из «Единой России». Накануне памятных дат проявляют активность представители других партий, в основном, чтобы сфотографироваться для статьи в партийную газету. А вот о постоянном курировании заботы о ветеранах со стороны общественников, привлечения ими к этой работе школьников не видно, не слышно. Может быть оттого, что по ветеранам ходить, да законодательные инициативы в их пользу разрабатывать – это скучно, это не огурцы на рынках щупать перед телекамерами.
Чем ближе 9 мая – тем больше юбилейного шума. «Давайте в школах повесим портреты героев» - вешали в советские времена, но тогда и рассказывали детям о героях. Нынешним педагогам, обремененным бумажной работой, это делать некогда, а общественникам, судя по всему – неинтересно, к тому же дар быть интересным рассказчиком есть не у всех. Получится, что дети будут равнодушно пробегать мимо и не задумываться о том, чей портрет висит.
Как не задумывается уже давно большинство саратовцев над именами своих улиц и площадей. Разве что Чапаева еще как-то вспомнят, и то не потому, что он связан с Саратовской областью.
«Давайте устроим просмотр фильмов военной тематики» - опять же школьникам должен кто-то объяснить, что и зачем ему показывают. Поколение, выросшее на ежечасном потоке насилия с телеэкранов, не запугать ужасами войны, они воспринимают баталии как фрагмент очередной игры с отвратительной графикой. И не понимают они, зачем рисковать жизнью ради родины, чтобы к 80 годам, если доживут, простаивать очереди в присутственных местах за справками, чтобы выбить очередную льготу.
С таким подходом вся кампания заботы о ветеранах и воспитании патриотизма выглядит «обыкновенной конторой» и закончится вскоре после юбилея Победы. А дети-то все видят. И делают выводы.
Настоящий патриотизм
Однако настоящее патриотическое воспитание вовсе не скончалось вместе с Союзом. Продуманная государственная политика воспитания поколений на истории Родины, ратных и трудовых подвигах ее известных и неизвестных героев успешно реализуется в Беларуси. Там прекрасно осознают, что патриотизм начинается с ощущения собственной причастности ребенка к великой истории их родины – через связь поколений. На Украине смогли разрушить эту связь, переписали учебники. А в Крыму по этим учебникам не учили, знакомые в Севастополе рассказали, что в периоды обострения насильственной украинизации люди обложки у «официальных» учебников обрывали, а внутрь нормальные учебники вкладывали. Но не столько по учебникам, сколько по художественной и научно-популярной литературе, по грамотно снятым фильмам школьники понимали, что значит любить и защищать родину, ради чего отдали жизнь герои войны, чем именно мы обязаны ветеранам. А все просто – каждый ребенок знал, что это его прадед участвовал в индустриализации страны и защите ее от врагов, его дед восстанавливал страну после страшной войны. Еще 35 лет назад большинство саратовских школьников не только знало, в честь чего строят мемориал на Соколовой горе, но и сами принимали участие в благоустройстве его территории.
А в наши дни даже забота о мемориале на Воскресенском кладбище превращается в руках освобожденных от службы в армии по плоскостопию в акцию по сбору денег и побуквенной продаже имен павших воинов.
Советским школьникам везло с патриотическим воспитанием, потому что к ним на классные часы приходили настоящие ветераны. Пафос из уст чиновников и учителей, которые когда-то были теми самыми детьми, которых сгоняли на линейку и уроки патриотического воспитания, и они возненавидели ветеранов, только повредит. Однако им есть чему поучиться и что услышать от ветеранов боевых действий, коих немало было и после 9 мая 1945 года, а они могут пересказать и сравнить с тем, как было в Великую Отечественную войну.
Очевиден патриотический потенциал национальных центров – не на танцах с железяками в ярких костюмах надо учить детей интернационализму, а на рассказах о том, что ковалась Великая Победа представителями всех национальностей, и восстанавливалась страна всеми сообща, и во время стихийных бедствий и техногенных катастроф никто не спрашивал ни у кого пятую строку паспорта. Уже упомянутое чувство сопричастности всех национальностей к строительству великой страны – это еще и надежная прививка от националистических и экстремистских настроений.
Есть о чем рассказать ребятам и нынешним защитникам Родины, вот же под боком у нас – энгельсские летчики, татищевские ракетчики, которые стоят на страже воздушного пространства нашей страны. Только организовывать эти встречи надо бы с умом. Не «потешные» лагеря, которые определенными деятелями воспринимаются как распил денег, а экскурсии по стране. Патриотизм нельзя прививать по видеофильмам на уроках истории и географии, будущим патриотам России необходимо увидеть свою страну собственными глазами, чтобы полюбить ее по-настоящему. Те, кто побывал в катакомбах Керчи или на мемориале в Хатыни либо совсем рядом – на Мамаевом кургане – не забыть того, что они сами увидят и прочувствуют. Раньше такие поезди были в порядке вещей.
Нельзя приказать человеку любить Родину, знания и чувства не передаются генетически. Но именно от того, что узнает ребенок о родном городе, о себе, о роли своей семьи в истории страны вообще и в Великой Победе в частности, зависит, как он в дальнейшем распорядится своей судьбой и судьбой своей страны.
Просмотров: 2811