Председатель комитета по капстроительству области приговорен к 10 годам

Сурков сидит, а те далече...

Итак, долгий судебный процесс по «делу Суркова» завершен. Приговор экс-чиновнику вынесен. Но, наверное рано ставить на этом точку. Стоит задаться вопросом: а где были и куда смотрели остальные ответственные лица, отвечавшие за строительство новой саратовской набережной?

«Вор должен сидеть в тюрьме» - с этой жегловской истиной не поспоришь. Коррупция - преступление серьезное, ее нужно жестко пресекать — этот факт тоже не подлежит ни малейшему сомнению. Председатель комитета капитального строительства Саратовской области Александр Сурков был приговорен за взятку к десяти годам заключения с отбыванием наказания в колонии строгого режима и штрафу в размере 500 миллионов рублей. Приговор достаточно жесткий, и это при том, что при определении наказания суд учел смягчающие обстоятельства: состояние здоровья, наличие у подсудимого троих малолетних детей и пожилой матери. «Приговор является незаконным и необоснованным, он изложен на профессионально низком уровне. Ряд доводов адвокатов в нем не нашел отражения. Кроме этого, искажены доводы как стороны обвинения, так и стороны защиты. Мы намереваемся обжаловать приговор и заключение под стражу. Все то время, что Сурков находился под домашним арестом, он не допускал никаких нарушений, потому суд вполне мог оставить данную меру пресечения. Такая практика уже в России есть. Полагаю, что Саратовский областной суд в ближайшее время рассмотрит этот вопрос», - заявил адвокат подсудимого Игорь Бушманов. Будем надеяться, более высокие судебные инстанции досконально разберутся в этом громком коррупционном скандале и вынесут свой судебный вердикт. Речь сегодня пойдет не об этом...

Небольшая прелюдия. Александра Суркова задержали 2 сентября 2013 года при получении денег от представителя компании ЗАО "Саратовгесстрой", производившей берегоукрепительные работы на новой набережной Саратова. По версии обвинения, областной чиновник требовал от "Саратовгесстроя" "откат" в сумме 10 миллионов рублей. Сурков от взятки на суде открестился, заявив, что передаваемые ему деньги предназначались для проведения работ по реконструкции подпорной стенки той же злосчастной набережной.

А теперь вспомним, что идея продолжить старую набережную Саратова возникла не сегодня и даже не вчера, а задолго до 2007 года, в котором было начато строительство новой набережной. Многие известные чиновники и политики высказывались об этой благородной инициативе в прессе, а чуть позднее на федеральном уровне получилось пролоббировать выделение средств, необходимых на реконструкцию и строительство новой очереди саратовской набережной. Много вопросов, помнится, вызвало проведение областным правительством тендера на проведение работ. Вопреки логическим прогнозам и ожиданиям его неожиданно выиграла балаковская компания ЗАО "Саратовгесстрой". Чиновники понимающе ухмылялись — дескать, ничего удивительного: действующий тогда губернатор Павел Ипатов, мол, тоже выходец из Балаково. И может быть этот «легкий каприз судьбы» впоследствии навсегда бы забылся, если бы новая набережная спустя несколько лет не начала разваливаться на глазах изумленных саратовцев.

Время шло, губернатор сменился, поменялось и областное правительство. Первоначально подрядчик сдал в эксплуатацию первую очередь набережной — от улицы Провиантской до Вольской. Был этот участок протяженностью всего лишь 600 метров, поэтому судить о качестве произведенных работ было сложно. Но в 2013 году была торжественно открыта вторая очередь новой набережной — от улицы Бабушкин взвоз до Провиантской. Два участка были соединены в единое целое, и уже можно было на что-то посмотреть. На торжественном открытии второй очереди прозвучали слова: «Набережная – одно из самых посещаемых мест. Сюда приходят гости нашего города. И от того, в каком она состоянии, складывается впечатление о власти и о Саратове в целом...». С момента торжественного открытия новой набережной прошло не очень много времени, и объект, строительством которого так гордились чиновники, начал на глазах у всех разваливаться.

Здесь самое время вспомнить о том, что после сдачи первой очереди набережной договор между областным правительством и ЗАО "Саратовгесстрой" мог быть прекращен, поскольку подошел к концу срок его действия. Но договор с генподрядчиком пролонгировали, и подписи под пролонгацией ставили чиновники отнюдь не уровня Суркова. От областного правительства строительство в то время курировал зампред Сергей Канчер. Он ездил на объект, подгонял сроки, с удовольствием рапортовал об этом саратовским журналистам. Потом Канчер как-то быстро и неожиданно из правительства ушел. Еще один «каприз судьбы»?

Сегодня опустевшее кресло председателя комитета капитального строительства Саратовской области занял Николай Якубович, бывший заместитель Александра Суркова. Уж кто, как не он занимался вопросами взаимодействия с "Саратовгесстроем" во время строительства набережной! А сегодня грозит бывшим партнерам пальчиком и угрожает судом.

К слову сказать, к контролю за строительством новой набережной имеют отношение не только областные, но и городские чиновники: в качестве свидетелей в суд в свое время вызывался бывший сити-менеджер Саратова Алексей Прокопенко, ныне находящийся в розыске. Сегодня все вздыхают и говорят: «Бедный Сурков! Как ему не повезло. Вначале сломал ногу в СИЗО, потом - излишне жесткий приговор. Бедные дети, бедная жена, бедная мать. Не дай Бог кому-то такую судьбу...». В юриспруденции существует термин «субсидиарная ответственность». Расшифруем: в российском гражданском праве, субсидиарная ответственность является дополнительной по отношению к ответственности, которую несет перед потерпевшим основной правонарушитель. Она призвана дополнить его ответственность, усиливая защиту интересов потерпевшего. При этом лицо, несущее такую дополнительную ответственность, совсем не обязательно является сопричинителем имущественного вреда, нанесенного потерпевшему, а во многих случаях вообще не совершает каких-либо правонарушений.

Никогда не поверим, что такая армия саратовских чиновников, отвечавших за строительство этой «чудо-набережной», не могла заранее разобраться с причинами, приведшими к столь печальному финалу. Здесь можно сделать два вывода: догадывались, но молчали, либо никогда не были профессионалами в своем деле. В последнем выводе сильно сомневаемся, хотя бывает и такое. Получается, роль «стрелочника», как это, увы, часто случается, досталась лишь одному Александру Суркову, который неизвестно откуда должен взять и выложить государству сумму в полмиллиарда рублей. Остальные его коллеги оказались лишь в роли сочувствующих. Ну как здесь не вспомнить о субсидиарной ответственности? И как ее реализовать? Вариант есть. Привлечь всех, кто имел отношение к строительству... Не к суду, а к восстановлению имиджа саратовской власти...

Олег Кораблев

31.03.2015 15:20

Просмотров: 2904