Версия // Бизнес // В январе 2015 года продовольствие в России подорожало на 20,7% по сравнению с январем прошлого года

В январе 2015 года продовольствие в России подорожало на 20,7% по сравнению с январем прошлого года

2242

Мартовские заморозки

В разделе

Тему небывало резвого скачка цен на продовольствие в отечественных магазинах мусолят уже не первый месяц. По данным Росстата, в январе 2015 года продовольствие в России подорожало на 20,7% по сравнению с январем прошлого года, по итогам 2014 года продовольственная инфляция составила 15,7%.

По Саратовской области, как и в целом по России, прокатилась волна проверок отдельных торговых предприятий и крупных торговых сетей представителями ФАС, прокуратуры, общественниками. И только сейчас от слов перешли к делам. По закону правительство может вводить госрегулирование цен в том случае, если продовольствие в каком-либо регионе за 30 дней подорожало более чем на 30%. Заморозка цен может длиться не более 90 дней. Власти и ритейлеры вроде бы договорились цены заморозить. Но, похоже, выгоду от такого решения получат далеко не все.

Общественный контроль рынков и супермаркетов, как уже не раз писала пресса, и в том числе наша газета, можно сравнить с писком детектора на входе в большой супермаркет, или воем автосигнализации – все слышат, но никто не реагирует, и ничего не меняется. Общественники уже и сами признают, что к их визитам продавцы заранее готовят «антикризисные ценники», которые исчезают сразу после ухода общественников и телекамер.

«Народный контроль» проекта партии «Единая Россия» проводится не ради шумихи, а чтобы разобраться в хитростях ценообразования и убедиться в том, насколько справедливы нарекания граждан на завышение цен. Так, например, 3 марта очередной такой рейд прошел в селе Первая Березовка Петровского района – народные контролеры посмотрели наличие сертификатов качества продукции, накладные, выясняли поставщиков и производителей тех или иных товаров. В ходе проверки установлено, что изменение стоимости продуктов соответствует нормам инфляции и входит в рамки покупательской способности. Что же касается призывов командовать ценами, то такой задачи участники проекта «народный контроль» перед собой и не ставят.

Представители региональной прокуратуры сообщают о начале полномасштабных проверок на территории региона, в том числе оптовиков, и в результате проверок выяснили, что ценообразование завезенных в регион продуктов происходит там, где они производятся. Надзорное ведомство также отмечает в своих сообщениях и выступлениях сотрудников прокуратуры, что на сегодняшний день нет неправомерного завышения цен.

Тем не менее, о «заморозке цен» говорили столько, что мысль и слово материализовались.

В конце февраля ритейлеры, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли, подписали соглашение, согласно которому, они на два месяца зафиксировали цены на корзину, состоящую из 20 социально значимых продовольственных товаров, а содержимое корзины каждая из сетей устанавливает самостоятельно. В число подписантов вошли и компании, работающие в том числе на саратовском рынке - X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит», «Ашан», Metro Cash&Carry, «Лента», «О'Кей».

В регионах России в процесс заморозки цен включились власти. Так, например, администрацией Алтайского края предлагает компаниям-подписантам взять на себя обязательства установить минимальную наценку на один-два товара в 24 категориях до 31 декабря 2015 года, зафиксировать цены на товары под собственным брендом и продвигать товары, произведенные на территории региона. Соглашение о минимальной наценке на продукты питания не более 15% на 24 наименования подписали власти и розничные сети Хабаровского края, сахалинские производители, оптовые и розничные компании договорились заморозить оптовую наценку на 25 продуктов питания в размере не более 10% и розничную — не выше 15%. Активно реализуется идея предоставления ветеранам ВОВ и социально незащищенным гражданам льгот на продукты питания, произведенные в России.

По теме

Не осталась в стороне и Саратовская область. На минувшей неделе девять ритейлеров - «Гроздь», «Семейный», «Палитра вкусов», «Магнит», «Лента», «О’кей», «Ашан», «Рациональ» и «Милена» - подписали меморандум, согласно которому, наценка на социально значимые товары не превысит 10 %. В состав «замороженной» корзины вошли хлеб, сахар, пшено, макароны, молоко, подсолнечное масло, яйцо, картофель, мясо птицы, рыба минтай. Меморандум оставлен открытым для подписания всем желающим торговым компаниям.

Комментируя подписание меморандума, губернатор Саратовской области Валерий Радаев отметил, что "инициатива сетевиков заслуживает уважения", одобрил проявление региональными сетевыми операторами и федеральными гипермаркетами социальной ответственности бизнеса.

Вроде бы все складывается замечательно, на подписании все участники меморандума излучали исключительно позитивные эмоции, разве что алую ленточку не перерезали. Но экономические теории не даром учат, что капиталист ничего не сделает без выгоды. В данном случае выгоды ритейлеров – и имиджевые, и финансовые очевидны.

Во-первых, потери торговых сетей от «заморозки» цен невелики - цены замораживаются лишь на небольшое число позиций в товарной матрице и не влияют на общую рентабельность продаж.

Во-вторых, как уже успели отметить эксперты, «замороженными» оказались цены сразу после их очередного повышения, и кто знает, сколько зарезервировали торговые сети под растущую инфляцию. Более того, с учетом стабилизации рубля и очевидным снижением отпускных цен «заморозка» цен розничных принесет торговле только дополнительную прибыль.

В-третьих, меморандум стал отличным маркетинговым ходом. Ритейлеры не просто продемонстрировали лояльность власти, но и обеспечили себя бесплатной пиар-поддержкой с ее стороны. «Замороженные ценники» уже делают большими и красочными. По этому поводу в саратовском транспорте пассажиры неустанно пересказывают старую байку про лавочника, который провел «снижение цен»: на сапоги, которые раньше продавались за тысячу рублей, повесил ценник: «старая цена – 2000 рублей, новая цена – 1500 рублей».

С правовой точки зрения меморандум – всего лишь соглашение о намерениях, подобно тем, что на выборах заключают между собой партии-конкуренты - обещание вести себя хорошо, за нарушение которого никому ничего не будет.

Какую пользу меморандум принесет экономике и каждому конкретному гражданину, можно будет судить через два месяца. Есть опасность того, что замораживание будет «вымывать» социальные товары из ассортимента торговых сетей, перемещая их на рынке – мы такое уже проходили на закате перестройки.

Однако уже сейчас очевидно, что существуют и более действенные меры, которые могут дать зримый и ощутимый эффект.

Как уже отмечалось, манипуляции с розничными ценами бесполезны, если будут расти цены отпускные, особенно на товары с импортной составляющей. Однако на отечественном рынке есть продукт, себестоимость производства которого фактически не меняется, переработка и сбыт находится под полным контролем государства, и который решающим образом влияет на ценообразование всех остальных продуктов.

Это наши природные ресурсы, топливно-энергетические ресурсы. Представляется архиважным сейчас в качестве одной из антикризисных мер заморозить цены на бензин и тарифы ЖКХ, причем на весь текущий год. Коммунальщики уже не смогут задирать цены на свои услуги, ссылаясь на удорожание топлива. Не будут расти цены на проезд в транспорте. Это снимет социальную напряженность, даст людям передышку от стрессов, связанных с ростом цен. В свою очередь власти получат передышку для того, чтобы, оглядевшись, понять, как в этой сложной социально-экономической ситуации действовать дальше. Такие «заморозки цен» явно будут полезными для экономики страны в целом, а не только для экономического благополучия отдельных торговых сетей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.03.2015 12:25
Комментарии 0
Наверх