Последний раз Дмитрий Медведев приезжал в Саратов в далеком уже 2010 году в бытность свою президентом. Нынешний премьер-министр, который также является председателем партии «Единая Россия», прилетел в наш город, чтобы принять участие в работе программного форума партии «Современное российское село».
Всего на форум съехалось несколько сотен человек: аграрии, чиновники, депутаты. Вместе с премьер-министром прилетел министр сельского хозяйства Александр Ткачев, а также полпред президента в ПФО Михаил Бабич.
В рамках форума работали четыре дискуссионные площадки, посвященные различным аспектам развития аграрно-промышленного комплекса и жизни на селе.
- Наш регион не случайно был выбран местом проведения форума, - подчеркнул председатель комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ Николай Панков. - У нас не только динамично развивается сельское хозяйство, но есть научный и образовательный центр по подготовке кадров для отрасли. Важно отметить также, что сейчас регион обеспечивает себя основными продуктами питания.
Одной из сквозных тем стала продовольственная безопасность. Например, в ходе работы дискуссионной площадки «Развитие АПК в современных условиях» участники форума обсудили меры поддержки, в которых нуждаются сейчас аграрии.
Много говорилось о формировании цены на молоко. Было заметно, что для аграриев это больной вопрос. Кстати, площадка работала в цехе по производству творога Энгельсского молочного завода.
- Мы продаем молоко за копейки, оно сегодня дешевле воды. 30 лет назад оно было в два раза дороже дизельного топлива, а теперь, наоборот, в два раза дешевле, - возмущался позже на пленарном заседании руководитель ООО «Ягоднополянское» Татищевского района Василий Марискин. - А ведь создание этого продукта связано с большим трудом. Люди в данной отрасли работают на полях и фермах. Животноводы встают в четыре утра, работают в пургу и дождь.
- Цены на молоко действительно низкие, к сожалению, - согласился Дмитрий Медведев.
Как отметил Николай Панков, участники форума, высказывавшиеся в ходе работы дискуссионных площадок, не просят у государства денег, а предлагают изменить те или иные механизмы или условия, чтобы они могли работать эффективнее.
Обсудили и проблемы развития животноводства. Для развития данной сферы, по мнению фермеров, необходимо совершенствовать инфраструктуру: строить и реконструировать животноводческие помещения.
Разумеется, без поддержки со стороны государства масштабные проекты аграриям не потянуть. Поэтому много говорилось о доступности кредитных инструментов для фермеров - с нынешними ставками захочет связываться далеко не каждый. Прозвучали предложения о введении кредитов под льготные процентные ставки - три-пять процентов годовых. Отдельно коснулись грантовой поддержки молодых фермеров, которые зачастую сталкиваются с серьезными препонами.
- Сегодня грант получает только один желающий из десяти. Необходимо сделать так, чтобы средства получали все заявившиеся, - рассказал первый заместитель министра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов.
Одним посещением форума премьер-министр России не ограничился. Накануне во время «прямой линии» с Владимиром Путиным были упомянуты саратовские дороги. Дмитрий Медведев лично проехал по дорогам областного центра, причем за рулем. На соседнем сиденье находился губернатор области Валерий Радаев.
Ни один город Саратовской области не вошел в сотню лучших по качеству дорог и доступности парковок на территории Российской Федерации. Саратов оказался на самом дней рейтинга.
Мне часто пишут что-то вроде «Приезжайте и прокатитесь по нашим дорогам». Приехал, прокатился. Что тут сказать. Мягко говоря, плохие дороги, - констатировал Медведев. - Каждый год мы латаем дороги, а когда наступает весна, видим неудовлетворительный результат. Страна большая, и деньги нужны колоссальные.
По окончании форума премьер-министр, представители федерального министерства транспорта и дорожного хозяйства, полпред президента Михаил Бабич, а также Валерий Радаев провели совещание, на котором обсуждали, как можно наладить ситуацию.
В первую очередь необходимы реконструкция и капитальный ремонт. В прошлом году на все виды дорог было потрачено около десяти миллиардов рублей. Ресурсов, которые заложены в бюджете города, в среднем достаточно только на содержание. Мы ведем работы с федеральным центром и, разумеется, это подспорье. Однако в этом году поддержка уменьшится, - рассказал губернатор Саратовской области.
Дмитрий Медведев подчеркнул, что, несмотря на все сложности, ситуацию необходимо менять:
- Денег, как всегда, не хватает. Однако все равно стоит добиваться ощутимого результата, чтобы люди видели его.
Представители министерства транспорта, в свою очередь, предложили качественнее мониторить ситуации с недофинансированием и расходованием бюджетных денег, направленных на дороги. Также регионы могут обязать закладывать гарантийные сроки для подрядчиков, берущихся ремонтировать дороги. Кроме этого, в дорожные фонды может быть направлена и часть акцизов на бензин.